Турист Никита Ступин (FotografNik)
Никита Ступин
был 24 июля 2023 20:19

Обрывки памяти. Ода Назаре.

3
Обрывки памяти. Ода Назаре.
Обрывки памяти. Ода Назаре.

Обрывки памяти. Ода Назаре.


Даже в мире, где правят фашисты,
Где права у людей так малы,
Остаются ресницы пушисты,
А под ними иные миры.
Но, одетая в тоненький плащик,
Мне дарящая с пальца кольцо,
Португалочка, что же ты плачешь?
Я не плачу. Я выплакал всё.
Дай мне губы. Прижмись и не думай.
Мы с тобою, сестрёнка, слабы
Под мостом, как под бровью угрюмой
Две невидимых миру слезы…
Сергей Евтушенко.
Отрывок из стихотворения Любовь по Португальски
1967 год


Я здесь


Сильный ветер. Очень сильный. Глубоко пронзающий, ноющий ветер. Живой. Дышащий чем то несвязным в самую глубину моего существа. Лес полный иллюзий. Аспид и василиск под подошвой моих промокших насквозь кроссовок. Псалом 90, что бы не было страшно и деревья окружившие меня со всех сторон. Шум, но все же скорее свист сквозь шорох листвы и птицы не скрывающие возмущения странной игрой воздуха, их безгранично разные голоса сливаются в нечто единое, звенящее и совсем не мешающее мне в эту полную Луны 29ю ночь. Ночь в темном лесу. В прибрежных объятиях Отца всей воды на Земле, в гостях у Великого Океана, по соседству с Черной Мадонной, в двух километрах от следов динозавров, в пешой доступности от заброшенной и пугающей своей тишиной древней вестгосткой церкви Сао Жиао. Я здесь. Я в Назаре.


Почему я здесь


Легенды создаются из мифов. Мифы воплощают наше вечное возвращение к изначальному творению. Возвращаясь ко всему изначальному, мы постигаем себя. Постигая себя - мы узнаем Бога. В этой цепи заключена вечность и именно о ней я буду говорить.
Меня часто спрашивают почему я выбрал именно Португалию. Как так вообще получилось что я оказался именно на этой земле. Почему не Италия? Не Испания или например, почему не остался в Канаде? По какой в конце концов причине я оставил позади город герой Москву, место, в котором все мне знакомо, город меня взрастивший. И это всегда сложно. Сложно и слышать этот вопрос и отвечать на него. Слышать - потому что в голове проносятся воспоминания, моменты и события пережитые мной несколько лет назад, в те дни, когда Португалия незаметно проникала в парадигму моего земного воплощения. И по большей части эти воспоминания грустны, ведь все что ушло навсегда вызывает у меня грусть былого величия. Отвечать - потому что ответить нужно так, что бы причины были ясны. А это совсем не просто.
Португалия страна не для всех. Не в обиду тем кто здесь родился, и уж тем более тем, кому не посчастливилось здесь жить. Это просто факт. Португалия. Ее ветра, дожди, ее потрясающе красивое Солнце, ее безграничная полоса песка обрамляющая Атлантику, ее закаты и восходы описать которые не смог ни один великий ум, потому что невозможно передать словами красоту Господа. Сотни, тысячи, миллионы деталей составляют единое целое, образуют ни с чем не сравнимую форму Португалии. Тонкую как самая красивая талия женщины Севера, чистую как честь непобежденного города, шальную как первые восстания против мавританского ига, правдивую как вся жизнь знаменитого одноглазого португальца и многоликую как образы великого лиссабонца.
Португалия лишь для тех, кто может увидеть в ней себя, для тех людей с которыми она образует единое целое, создает связь которую не разорвать. Она не похожа ни на одно другое место на Земле, не сравнима ни с чем и слава Богу, я благодарю за это именно Создателя - она не для всех.
Для переезда в какую либо страну, для попадания на долгое время в какое либо место, нужны две вещи - причина и портал. Причина - это то событие которое предшествует переезду и провоцирует его, а портал - это место, которое является входной точкой для вашего перемещения. Такие правила. И по другому никак. Причиной моего переезда выступила моя работа в крупной компании в Москве которая отправила меня на конференцию в Лиссабон в рамках рабочей поездки. Этот большой и шумный город мне сперва совсем не понравился, скорее даже оттолкнул своим видом и в особенности - запахом. Мне "повезло" оказаться в этом удивительном месте в субботу и уже в воскресенье, прогуливаясь мерным шагом по центру я мог во всей полноте ощутить зловонный запах монархического центра Португалии. Именно тогда я подумал, Боже мой, это не город ведь совсем, это настоящее живое существо, которое дурно пахнет после ночи безудрежных плясок, секса и огромного количества выпитого вина. Таким я увидел Лиссабон. Утром в воскресенье, за день до планируемого отлета в Москву я вышел на пробежку. Город спал, пустые улицы, тихая и спокойная Либердаде, выключенные фонтаны, величественный и совершенно живой Помбал со своим львом. Все как будто замерло, будто бы готовилось к чему то очень важному. Я ощущал чье то пристальное внимание, взгляд, едва ли не прикосновение ко мне, почти что шепот прямо на ухо.
"Останься, ты не видел Меня"… Этим странным, будто бы женским, но в то же время очень глубоким голосом со мной говорили деревья, кусты, свежевыкрашенные парковые скамейки, пожилая дама мерно пересекающая площадь и даже ее неказистая дворняга. Все вокруг меня сопротивлялось моему неприятию Лиссабона и желанию поскорее уехать.
Затем случилась Синтра. Такси до Ригалейры, осмотр Лунной горы, какие то невероятные, в чем то даже сумбурные и схожие со смятением чувства, понимание того, что я уже никуда из этих неописуемо красивых португальских рук не денусь.
Португалия - это женщина. По крайней мере для меня. Несметно богатая своей красотой, историей, плодородная Мать, обещавшая кормить и любить и сдержавшая каждое свое слово.
Из Синтры я попал в Назаре. Узнав о пребывании там одной из главных реликвий Христианства (вряд ли вам говорили чем действительно важна фигурка черной Мадонны из Назаре, и поверьте, ее важность никак не связана с туритическими легендами и имеет под собой вполне научные обоснования) я незамедлительно отправился в путь.


Что скрывают волны


История - это энергия. Энергия которая сквозь песчанные нити времени просачивается из вчера в сегодня формируя завтра. Не чувствуя энергию невозможно узнать историю, как бы человек ни старался. Когда меня просят показать Назаре заехав туда на пару часов, я всегда отвечаю отказом. Потому что это все равно что попросить меня рассказать о моей бабушке спасшей десятки жизней на операционном столе и этот рассказ должен будет уложиться в 60 минут. Это невозможно. Назаре для меня не просто самые большие волны или самый красивый дикий пляж Европы. Это место скроено из сотен фрагментов, сияющих, светлых, нежных.
Фотографии моряков, земные жизни которых забрал Океан, оставшиеся один на один с воспоминаниями вдовы одетые в платья что чернее ночи, величественная скала в слоях которой отпечатались миллионы лет и священный в своей чистоте песок сверкающий под палящими лучами Солнечного диска, неспешно уходящие в ночь рыболовецкие судна и стаи птиц жадно кружащих над головами промокших от проливного дождя моряков, шум ветра в сосновом лесу разделенном на две части, светлую и темную, заброшенная, покоящаяся в полном одиночестве церковь вокруг которой обросший сединой пастух выгуливает стадо черных козлов. Запах дешевого стирального порошка, родной и приятный, пахнущий детством и маминой заботой. Белоснежные стены маленьких домиков и развешенное в идеальном порядке тут и там белье. А еще приходящий ниоткуда желтый туман, ветер в феврале который вот вот оторвет крыши домов в Ситио, упоительно красивые своим светом сияющим из самого сердца люди, официантка в "бабушкином кафе" с глазами цвета португальской осени, полные крови и историй набухшие вены на руках старика несущего домой корзину свежей рыбы и улыбка. Улыбка человека, который просто улыбается. Тебе, другим, себе, небу. Это Назаре. И только потом это самые большие в мире волны, серф и меховые тапочки ручной работы.
Я каждый день благодарю Его за то что есть, за то что здесь, за эту землю которую сквозь сотни жизней я беспорядочно искал. Сыны и Девы великой страны соленого воздуха, для вас эти слова. Благославенны будьте. На века.

Обрывки памяти. Ода Назаре.
0 – карма
Комментарии